IMG 20200416 WA0001Что думает отрасль: после кризиса мероприятий станет больше, несущественно меньше или радикально меньше? Вернёмся на нормальную прошлую активность или никаких банкетов не будет?
 
В первые часы, когда голосовали те, кто больше других мониторят ситуацию через все возможные каналы коммуникаций, более 50% голосов были за то, что мероприятий станет радикально меньше и ещё более 30% голосовавших считали, что мероприятий будет меньше на 15-30%. Совокупно негативный прогноз давали почти 85%.
В текущем моменте, когда до голосования дошли и более уверенно настроенные респонденты, таких уже лишь 60%.
 
Часть негатива спишем еще и на эффект взгляда изнутри ситуации, в ее острой фазе. И тем не менее, понятно, что в целом у рынка есть предчувствие спада, а не отложенного спроса.
 
Это, в свою очередь, означает усиление конкуренции и, за счёт этого, потенциальный рост качества услуги. Такой вот позитивный сопутствующий эффект для отрасли в долгосрочной перспективе от негатива для каждого оператора в текущем моменте.
 
Также, очевидно, усилится тренд на умеренное расходование бюджетов со стороны клиентов. И, как следствие, сокращение доли банкетов, увеличение доли фуршетов. А заодно усилится наметившийся тренд на увеличение доли мероприятий новых форматов, коктейль-приемы (в обнос) вместо фуршетов и гала ужины вместо щедрых застолий.
Ну и наконец, доставка. Да, она заберёт заметную долю бюджета классического кейтеринга и вытеснит некоторую долю спроса на мероприятия как корпоративных, так и частных клиентов. Что для рынка в целом, как его развитие и диверсификация, конечно же, хорошо. Также, мы с вами будем наблюдать операторов, оказывающих экспресс-услуги (день в день), как в доставке, так и в мероприятиях с обслуживанием.
 
Кто же с рынка уйдёт? Уйдут операторы, которые не видели этот бизнес для себя, как целевой в стратегической перспективе. Уйдут с испугу «шальные» игроки, зашедшие недавно и ещё не сложившие для себя эффективной модели бизнеса. На их место, впрочем, тут же придут другие рестораторы в попытке компенсировать свои потери в основном бизнесе. Уйдут уже «заржавевшие» старички, и так активно терявшие долю рынка последние пару лет. Мелкие игроки, которым было легко заморозить все расходы, в том числе и те, кто оказывал низкопробную услугу, вполне смогут вернуться после восстановления ситуации. Но им точно придётся подтягивать уровень из-за возросшей конкуренции. Крупные операторы, сумевшие оперативно и адекватно среагировать, также спокойно вернутся к работе. Чистка рынка косметическая случится, но не так чтобы ужас-ужас-ужас.
 
А вот спад будем навёрстывать п-о-с-т-е-п-е-н-н-о. Без жёстких дополнительных факторов, по-настоящему выдохнет наш рынок кейтеринга, думаю, следующим летом.