karantinКоллеги, друзья,

мы с вами оказались в ситуации, которую еще пару месяцев назад сложно было представить. Предпринимаемые из-за коронавируса ограничительные меры сказываются на отрасли кейтеринга предельно болезненно.

Кейтеринг, в числе самых первых, жестко чувствовал на себе и все предыдущие экономические кризисы. Падения объемов продаж в 2008 и в 2014 для многих из вас составляли до 75%. А в 1998 году из-за российского банковского кризиса падение спроса на услуги кейтеринга, как и сейчас, было практически 100% более, чем на полгода. Во всех подобных ситуациях, при увеличении себестоимости услуги, кейтеринги, кроме прочего, «сдерживали рост» цен, а по факту, и снижали их. Очевидно, что бизнесу не помешала бы радикальная диверсификация, но когда у клиентов почти не остается денег, они готовы платить лишь за товары первой необходимости.

Кризис, как известно, несет в себе как угрозы, так и возможности. Каналы коммуникаций и развитость онлайн платформ сегодня впечатляют. Кейтеринги определенно, будут работать еще эффективнее, выжившие станут более конкурентоспособными.

В качестве новых возможностей для кейтерингов стоит рассматривать и доставку, которой не занялся только ленивый. Это доставка сетов для участников онлайн мероприятий (!), «мобильные фуршеты» для частного клиента, рационы ежедневного питания, вакуумированные полуфабрикаты, и даже просто продуктовые наборы. Для спасения бизнеса используются буквально все возможности. Меньше в кризисах страдают самые обеспеченные слои населения, они то и могут позволить себе продолжить (или начать) пользоваться доставкой. Операторы премиального сегмента сохранят выручку от доставки, а кто-то и нарастит ее.

Питание в медицинских учреждениях, больных и медперсонала, для некоторых кейтерингов также становится новой нишей. Для некоторых, и в России, и за ее пределами, этот сегмент рынка может даже стать спасительным в текущих обстоятельствах.

Перспектива ближайших 12 месяцев для рынка кейтеринга точно не будет радужной. Никто не знает сроков снятия ограничений, введенных из-за коронавируса, и, вероятнее всего, этого не случится раньше, чем к лету. Дальнейший спрос будет очень ограничен экономическими последствиями. Получит ли отрасль какой-то всплеск спроса после выхода всех из самоизоляции? Возможно, отчасти, со стороны частных заказчиков. Однако, корпоративные клиенты, очень активно осваивающие сейчас онлайн форматы, часть будущих мероприятий не станут проводить в традиционной форме. То, что этот год для большинства операторов будет слабым, уже понятно. Эффект от текущих обстоятельств, определенно, будет длительным.

Анонсируемые меры поддержки пока остаются почти не заметными для предприятий нашей отрасли, к сожалению. Все текущие риски – наши с вами, риски предпринимателей, какими бы тяжелыми они ни были. Рассчитывать на серьезную помощь, по факту, не приходится.

Год назад мы создали Ассоциацию Кейтерингов и Банкетных Служб, а 17 апреля 2020 проведем первое ежегодное собрание (в онлайн формате, конечно же) и выберем Совет Ассоциации, с которым Сообщество, уверен, станет сильнее. Текущие обстоятельства, конечно же, заставляют принимать решения оперативно, действовать быстрее, дают стимул членам Ассоциации поддерживать друг друга, активно обмениваться информацией и находить новые формы сотрудничества. Даже сокращение расходов возможно не только на уровне отдельно взятой компании, но и в партнерстве с коллегами, и кто-то это уже осознает. Самое время признать, что справиться с этим кризисом придется нам с вами самим. И это время консолидировать усилия компаний, а не оставаться один на один с возникающими проблемами.

Итак, текущую ситуацию кейтеринг переживает предельно болезненно, есть попытки хоть как-то развивать доставку и питание для медицинских учреждений, пока с очень скромными результатами. Падение спроса для многих компаний составило вплоть до 100%, его восстановление займет многие месяцы. Ощутимых мер поддержки нет, и для выживания бизнес должен реагировать предельно решительно, ограничиться полумерами не получится. Объединить усилия с коллегами, везде, где это возможно, сейчас совершенно необходимо.

Кирилл Погодин

Президент Ассоциации Кейтерингов и Банкетных Служб (АКБС).